Именно здесь любители искусства, совершив свой первый, возможно, не самый простой выбор, превращаются в коллекционеров — людей, которые создают историю. Положить начало своей собственной коллекции (или даже музею) поможет путеводитель Audi и РБК.
Телеведущая Ксения Собчак
из
Ярмарка Cosmoscow прошла в Гостином Дворе с 6 по 8 сентября. Среди гостей мероприятия были в том числе знаменитые поклонники бренда Audi: Ксения Собчак, Иван Ургант, Александр Петров, Виктория Исакова, Алина Крюкова, Константин Андрикопулос, Елена Крыгина и многие другие.
Вот Ксения Собчак внимательно рассматривает на стенде автомобильного гиганта новый электрический кроссовер Audi Q4 e-tron, а затем отправляется в галерею Shaltai Editions Валерии Роднянской — эпицентр светской жизни Cosmoscow, где уже успели отметиться Полина Юмашева, Наталья Тимакова, Ольга Слуцкер, Ник Ильин, Гор Нахапетян и многие другие. Роднянская — один из трендсеттеров ярмарки. Основанная ею в 2016 году галерея специализируется на тиражном искусстве художников первого ряда. «Я верю, что авторские принты больших художников могут привлечь в сферу современного искусства как новую аудиторию, так и новых коллекционеров, — говорит она. — Это вполне доступные по цене вещи по-настоящему больших авторов, в том числе авторов, которые принимали участие в таких важных международных проектах, как Венецианская биеннале современного искусства. Например, участники нашего проекта Ирина Нахова, Вадим Захаров или Андрей Монастырский делали персональные экспозиции в павильоне России; работы Таус Махачевой и Ольги Чернышевой в разные годы были отобраны для основного проекта биеннале; работы других наших художников, например Юрия Альберта, украшают коллекции больших не только российских, но и зарубежных музеев».
Владелец галереи Shaltai Editions Валерия Роднянская
«Я верю, что авторские принты больших художников могут привлечь в сферу современного искусства, как новую аудиторию, так и новых коллекционеров»
Валерия Роднянская
К мнению Роднянской стоит прислушаться, ведь если пару лет назад тиражную графику на Cosmoscow представляла только ее Shaltai, сегодня это направление выделилось в отдельный сектор Editions, в котором принимают участие уже шесть московских галерей (что само по себе указывает на спрос, который рождает предложение).
Shaltai Editions представила на ярмарке второй выпуск издания НАТИ, куда вошли работы Альберта, Захарова, Махачевой, Монастырского, Наховой, Чернышевой, Ольги Кройтор, Андрея Кузькина и Хаима Сокола. Шикарный кейс из стеклопластика и латуни с работами всех участников проекта можно приобрести за 1,6 млн руб. Но можно ограничиться отдельными авторами: от 185 тыс. руб. за работы классика концептуального искусства Ирины Наховой до 59 тыс. руб. за лист Хаима Сокола. (26 сентября в Новой Третьяковке открывается выставка «Очень важное сообщение», где наравне с работами из собрания ГТГ будут еще раз представлены принты из проекта НАТИ.) Это не самые дешевые, но и не самые дорогие работы на Cosmoscow. При желании первые шаги в коллекционировании современного искусства можно сделать практически незаметно для семейного бюджета, купив, например, в галерее Х.Л.А.М. графику легендарного воронежского поэта и художника Валерия Исаянца (€150—200) или керамические объекты молодой художницы Полин Броше (от €800) на стенде галереи из Лос-Анджелеса Lazy Mike.
Cтенд галереи из Лос-Анджелеса Lazy Mike.
Cosmoscow традиционно открывает осенний выставочный сезон в Москве. За семь лет существования ярмарка не только позитивно повлияла на столичный рынок современного искусства, но и смогла обзавестись международным реноме: уже принимавшие участие в Cosmoscow галереи из Рима, Вены, Парижа, Берлина, Нью-Йорка и даже Буэнос-Айреса не только возвращаются на следующий год, но и приводят с собой новых, еще более именитых экспонентов. В частности, в этом году в Россию со своим дорогостоящим искусством приехала туринская Giorgio Persano Gallery, на стенде которой были представлены ставшие эксклюзивом ярмарки зеркальные работы одного из лидеров итальянского художественного движения «арте повера» Микеланджело Пистолетто (€500 тыс. каждая). Эксклюзивом же автомобильного рынка 2019 года стало элегантное пятидверное купе Audi A7 Sportback серии Ocean GT, представленное на стенде Audi на Cosmosсow. Автомобиль выпущен ограниченным тиражом в 111 автомобилей в мире, пятнадцать из которых будут доступны в России.
€500 000
Работы художника Микеланджело Пистолетто на стенде галереи Giorgio Persano (Турин)
Миланская галерея Caneparneri показала работы номинанта, наверное, самой престижной художественной премии мира — Премии Тёрнера — Роджера Хайорнса (от €25 тыс.), который для создания работ использует раствор сульфата меди, а галерея Forsblom из Хельсинки привезла персональную выставку скульптора Стефана Балкенхола (цены на его работы начинались от €50 тыс).
Но Cosmoscow не только гордится иностранными участниками, но и выступает как площадка для репрезентации новой географии российского современного искусства: к галереям из Екатеринбурга и Воронежа в этом году присоединились амбициозные коллеги из Калуги и Нижнего Новгорода. Руководство ярмарки много сил вкладывает в воспитание коллекционного вкуса (например, члены ее Клуба коллекционеров несколько раз в год выезжают на важные международные выставки), а также внимательно следит за качеством участников (этому способствует жесткая система отбора, как галерей, так и художников-экспонентов: на каждом стенде может быть представлено не более трех авторов, отобранных строгим экспертным советом).
60% продаж на рынке мирового искусства приходится на живопись
По данным Artprice
Несмотря на то что, по данным аналитического агентства Artprice, 60% продаж на рынке мирового искусства приходится на живопись, эксперты отмечают интерес покупателей и к искусству, в создании которого использованы новые технологии. «У современного искусства большой арсенал изобразительных средств, а у современных художников нет ограничений в способах самовыражения, — говорит основатель и директор ярмарки Маргарита Пушкина . — Наравне с традиционными для искусства холстом или бумагой, масляными или акриловыми красками, деревом и мрамором они всё чаще обращаются к самым необычным материалам и методам производства. Так же, как и в производстве Audi, художники сегодня используют самые передовые промышленные технологии, создавая свои произведения из металла и придавая им самые необычные формы. Такие работы, как и автомобили Audi, выглядят невероятно круто, современно и эффектно».
С тем, что современное искусство и высокотехнологическое производство испытывают взаимовлияние, согласен и актер Александр Петров. «Всё сегодня взаимосвязано, — считает он. — Дизайнеры, которые создают концепты автомобилей, как правило, прекрасно разбираются как в классическом, так и в современном искусстве и нередко заимствуют из него новые формы. И, наоборот, современные художники вдохновляются промышленным дизайном».
Актер Александр Петров
из
Но не только. Художники всё чаще делают своим соавтором искусственный интеллект. Так, Егор Крафт с помощью ИИ, который, вобрав в себя тысячи 3D-сканов греческих оригиналов, освоил стиль античной эпохи, «восстанавливает» утраченные детали древних скульптур и архитектурных фрагментов. Созданное в рамках необычного соавторства произведение (мраморно-полиамидную скульптуру) можно было приобрести на стенде галереи Anna Nova за €9500.
«Художественный рынок, несомненно, зависит от общего состояния экономики. И сейчас его вполне можно назвать стабильным»
Сергей Попов
Каждый год Cosmoscow превосходит саму себя, ставя всё новые и новые рекорды: более 4000 гостей вернисажа, почти четверть иностранных участников и масса «красных точек» (это означает, что работа нашла покупателя) уже в первый день работы. "Художественный рынок, несомненно, зависит от общего состояния экономики, — говорит основатель галереи pop/off/art Сергей Попов. — И сейчас его вполне можно назвать стабильным.
Владелец галереи pop/off/art Сергей Попов на фоне работ Вики Бегальской и Александра Вилкина
За последние двадцать лет отладился российский вторичный рынок и сложился пул художников старшего поколения, которые востребованы всегда. Высок интерес и к творчеству более молодых художников, более того, некоторые из них уже успели стать настоящими международными звездами, что конвертируется в том числе в продажи за хорошие деньги. В целом рост рынка искусства для отдельных его сегментов составляет около 20% в год. Русские коллекционеры покупают по преимуществу русских художников, и это, конечно, говорит о некоторой молодости нашего рынка, ведь чем он старше становится, тем более интернационально открытыми становятся на нём покупатели.
Телеведущий Иван Ургант
из
«Здесь, с одной стороны — все новое, с другой — хорошо знакомое, любимое, теплое...»
Иван Ургант
И, собственно, один из недавних отмеченных мной трендов показывает, что в России появилось довольно большое количество коллекционеров, открытых к приобретению международного искусства«. «Современное искусство часто предполагает невероятные эксперименты, — говорит телеведущий Иван Ургант. — Но здесь, на ярмарке, оно каким-то образом, прямо как машина Audi, элегантно проскальзывает между уже известными формами и отталкивающим радикализмом. Здесь, с одной стороны, всё новое, с другой — хорошо знакомое, любимое, теплое».
Фотогалерея
из